Современные предприятия вынуждены постоянно заниматься улучшением своей деятельности. Эффективность деятельности предприятия полностью определяется эффективностью его системы управления. Для построения действительно эффективного управления необходимо достижение "системности" - слаженности и сбалансированности всех подсистем - планирования, финансового менеджмента, системы управления персоналом и пр.. Это требует разработки новых технологий и приемов ведения бизнеса, повышения качества конечных результатов деятельности и, конечно, внедрения новых, более эффективных методов управления и организации деятельности предприятий.
Моделирование бизнес-процессов - это описание бизнес-процессов компании позволяющее руководителю знать, как работают рядовые сотрудники, а рядовым сотрудникам - как работают их коллеги и на какой конечный результат направлена вся их деятельность.
Причины, по которым обычно принимается решение по моделированию бизнес-процессов компании:
- существенный рост бизнеса компании за счет расширения направлений деятельности (и, как следствие, экстенсивный рост затрат);
- исчерпание экстенсивного пути развития компании;
- потеря «технологической прозрачности» деятельности компании;
- позиция руководства компании, осознавшего необходимость изменений и развития и видящего перспективу.
Моделирование бизнес-процессов затрагивает многие аспекты деятельности компании:- изменение организационной структуры;
- оптимизацию функций подразделений и сотрудников;
- перераспределение прав и обязанностей руководителей;
- изменение внутренних нормативных документов и технологии проведения операций;
- новые требования к автоматизации выполняемых процессов и т. д.
Именно поэтому доминирующую роль здесь играет позиция первых лиц предприятия.
Имея модель предприятия, всех его бизнес-процессов, сориентированных на конкретную цель, компания открывает возможность его совершенствования.
Методика проведения моделирования бизнес-процессов состоит из четкой последовательности шагов: построение модели «как есть», построение модели «как будет» и разработка плана перехода из состояния «как есть» и состояние «как будет».
1. Модель «как есть».
Виды анализируемых объектов:1. материальные потоки (детали, товары, сырье и т.д.);
2. финансовые потоки (наличные и безналичные, инвестиции и т.д.);
3. потоки документов (коммерческие, финансовые и организационные документы);
4. потоки информации (информация, данные о намерениях, устные распоряжения и т.д.).
В ходе анализа существующей схемы бизнес-процессов для каждого подразделения выявляются следующие параметры: 1. что поступает в подразделение «на входе»;
2. какие функции (и в какой последовательности) выполняются каждым подразделением
3. кто является ответственным за выполнение каждой из функций;
4. чем руководствуется исполнитель при выполнении каждой из функций;
5. что является результатом работы подразделения «на выходе».
2. Моделирование бизнес-процессов.
Возможные решения:1. Объединение: многие задачи, которые раньше выполнялись по отдельности несколькими специалистами, в последствии могут быть объединены в одну, выполняемую одним специалистом, на которого возлагается полная ответственность за выполнение работы.
2. Делегирование: в тех местах процесса, где сотрудники обычно обращались за ответом к руководству, в последствии могут принимать самостоятельные решения, с возложением на них ответственности за эти решения.
3. Параллельность: вместо линейного исполнения операций, когда работы очередного этапа начинались по завершении предыдущего, в последствии (если это возможно) некоторые этапы работы будут выполняться параллельно (одновременно), сокращая время между началом и окончанием выполнения процесса.
4. Контроль: точки контроля должны быть там, где ошибки несут существенные затраты и др.
Результатом является модель бизнес-процессов «как должно быть».
3. Внедрение.
Мероприятия по внедрению выстраиваются исходя из трех основных критериев - простоты реализации, актуальности или необходимости для дальнейшей реформы и сложности психологического восприятия отдельных мероприятий коллективом компании.
Необходимо учитывать важные характеристики моделирования бизнес-процессов.- Преимущества: повышение качества и скорости производства продукции с одновременным снижением издержек. Рост профессионализма сотрудников. Повышение конкурентоспособности компании.
- Недостатки:усиление эксплуатации сотрудников и связанные с этим проблемы социально-психологического характера. Необходимость проведения целенаправленной работы по изменению корпоративной культуры.